Топология головы и лица

автор: Андрей Клецков (111) - http://andklv.narod.ru
дата: весна-лето 2012

Данный то ли урок то ли изыскание будет нацелено на выявление ключевых линий человеческой головы а точнее лица, с попыткой определения сетки с минимальным количеством квадов. Попутно затронет анатомию и художку.

Содержание


Анатомия

Как известно (ха:) наверное всё-таки не всем это известно) у человека есть голова, которая состоит из черепа, на черепе есть мышцы хрящи и жир и сверху кожа в общем случае, плюс волосы и такие интересные места как глазницы с глазными яблоками, губы и нос, ну там ещё иногда внутри рта бывают язык и зубы, но это в данном материале затронуто не будет.

Череп

Начнём с черепа, вот он какой. Череп нам интересен тем, что он определяет форму головы, бровей, скулы, нижняя челюсть. В общем оказывается что люди на самом деле очень разные хотя вроде как устроены одинаково. Достигается это за счёт довольно небольших вариаций, которые тем не менее человеческий мозг ухватывает моментально - чуть какая неправильная пропорция и всем понятно что изображён не человек а урод. Особо в череп вдаваться не будем, так, для справки.


Пропорции черепа



Основные черты

Череп во фронтальной норме.
      1. Максимальная ширина свода черепа;
      2. Минимальная ширина фронтальной кости;
      3. Ширина лица на уровне скуловых дуг;
      4. Морфологическая высота лица (n-gn):
            высота верхней части лица (n-pr),
            высота носовой части (n-ns),
            высота альвеолярной части (ns-pr) и
            нижней части лица (pr-gn);
      5. Угловая ширина нижней челюсти;
      6. Высота верхней части лица;
      7. Высота носа;
      8. Высота альвеолярной дуги;
      9. Высота нижней части лица (pr-gn).
Череп в боковой норме - главные углы и диаметры.
      1. Максимальная длина черепной коробки;
      2. Длина основания черепа;
      3. Высота черепной коробки (po-v);
      4. Угол профиля лобной кости;
      5. Угол профиля в целом;
      6. Угол носового профиля;
      7. Угол альвеолярного профиля;
      8. Угол профиля нижней челюсти;
      9. Угол ветви нижней челюсти;
    10. Сагиттальный угол входа глазницы. Ориентировочная франкфуртская горизонтальная плоскость (Ohr-Augen-Ebene).


Рисунок



Мышцы головы и лица

Мышцы интересны не только тем, что они создают рельеф, но ещё и тем, что они могут двигаться и деформировать лицо, передавая не только тот факт что персонаж говорит, но что гораздо важнее, передавая эмоции, то есть даже для статики вероятность деформации нейтрального выражения лица очень высока. Этот момент накладывает определённый отпечаток на топологию - нужно выкладывать квады лупами по тем же линиям как идут мышцы.







Пропорции лица

Череп черепом, но чаще всего придётся соделировать именно лицо, у которого есть свои характерные пропорции, соблюдая которые получится быстрее получить хороший результат (не придётся постоянно с референсом сверяться)

Т.н. идеальные пропорции, очевидно, что не все люди ими обладают, но это скажем так канон.


иными словами:
1 - расстояния от кромки волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка равны
2 - глаза находятся ровно посередине черепа
3 - ширина крыльев носа равна ширине глаза и также равна расстоянию между глазами, или крылья носа заканчиваются там где начинаются глаза. (это же расстояния от глаз до края лица, то есть по ширине лицо состоит из 5 глаз)
4 - угол брови угол глаза и кончик крыла носа находятся на одной линии
5 - уголок рта заканчивается там где начинается радужка (или по центру глаз).

 


ещё немного правил:
6 - глаза и рот располагаются в третях основных отрезков (линии волос, бровей, кончик носа, подбородок)
7 - уши по размеру и положению равны носу (вписаны во второй основной отрезок) (или верхний край чуть ниже)
8 - край нижней гобы посередине основного отрезка


соотношение черепа и лица

вот хороший урок на тему - http://flylex.org.ua/endeavour/?p=797
приведу его здесь тоже


Несмотря на то, что пропорции головы у каждого человека неповторимые, есть несколько базовых принципов, которые нужно соблюдать при рисунке головы. Если смотреть на лицо в анфас, то его ширина составляет примерно две трети ее высоты. Если смотреть в профиль, то его ширина будет составлять примерно семь восьмых его высоты .

Пропорции головы могут быть разделены на четыре равные части.
1. Первая часть – это расстояние от макушки до волос (до лба).
2. Вторя часть – это расстояния от волос и до глаз (до середины головы).
3. В третьей части находятся глаза, нос и уши. Притом уши начинаются на лини с глазами и заканчиваются на уровне кончика носа.
4. Четвертая часть это расстояние от носа и до подбородка.

Такое деление головы будет верно, только если мы смотрим на портрет на уровне глаз, если же мы будем смотреть сверху или снизу, эти пропорции будут уже не верны.

Многие художники начинают рисовать портрет с глаз, поскольку они являются центром лица. Следующие пропорции должны вам помочь с масштабированием частей лица.
Как мы уже поняли, глаза находятся примерно на середине головы. Если смотреть на портрет в анфас, то расстояние между глаз, примерно равно расстоянию от краев лица до глаз. Так же расстояние между глазами равно ширине носа. Как видно с рисунка, расстояние между глаз и от краев лица до ширины лица занимают по одной пятой всего лица.
Если посмотреть на картинку, где изображено лицо в профиль, то мы увидим что ухо находится с левой стороны от вертикальной линии, которая делит лицо пополам.

Если посмотреть на портрет в анфас, то треугольник носа начинается с середины головы, его стороны касаются краев носа и краев губ. Если посмотреть на голову в профиль, то мы увидим что глаза, нос и рот вписываются в прямоугольник , а диагональ этого прямоугольника так же касается краев носа и рта.

Hosted by uCoz