Назрела необходимость в систематизации и анализе 3д рисовалок - программ
которые могут рисовать текстуры на 3д моделях. Развелась их куча, а что
куда и про что не совсем понятно. Бум систематизировать.
Вот хотим мы потекстурить модельку не путём рисования по развёртке в
фотошопе, а путём рисования прямо по модели. Что из инструментов мы
имеем для этого, и что в каких случая можно или нужно использовать?
Время идёт, и описания для некоторых программ могут устареть.
1 - zbrush
2 - cinema4d/bodypaint
3 - deeppaint3d
4 - viewport canvas в 3dsmax
5 - blender
6 - mari
7 - mudbox
8 - modo
9 - photoshop
10 - maya
11 - 3dcoat
12 - substance painter
збраш довольно специфическая програмулина, стоящая немного особняком от мейнстримовского представления о 3д, тем не менее не лишённая своих преимуществ, главное из которых было на своё время да и пожалуй сегодня - свой подход к 3дданным, который позволяет работать со скульптингом гораздо большего количества полигонов чем это делают остальные аналогичные программы, но вроде бы тут речь о рисовалках а не о скультрурных программах. Рисование текстур в збруше как и много другое довольн оспецифичное. Лоуполки в збраше можно раскрашивать, но это совсем не то на что збраш заточен, а заточен он на очень хайпольные модели, и текстур у него как таковых нет, а есть цвет вертекса, просто вертексов так много, что их хватает на раскраску. отсюда вытекают приколы с UV и пр.
http://www.maxon.net/products/cinema-4d-studio
bodypaint - модуль cinema4d для рисования по моделям. Скажем так одна из двух исторических альтернатив, которая сумела выжить. Слои, каналы (бампы-спекуляры и пр.) поддержка psd и tif делают этот вариант хорошим выбором, появилась поддержка связи с фотошопом (послать проекцию в фотошоп и потом её наложить обратно) и с другими 3дпакетами (прямо из 3д пакета послать модельку на раскраску, скажем интеграция с 3дсмакс довольно корявая - в частности рисовать можно только по первому юв каналу). Этакий фотошоп в 3д. Хороший выбор, позоволяет сделать немного больше чем просто наметить ключевые места и потом в фотошопе раскрашивать на развёртке.
http://www.rfx.com/products/80
в своё время это была практически единственная программа для такого рода занятия, ещё был бодипаинт. и всё. отличался от бодипаинта хорошей интеграцией с фотошопом. программа судя по всему умерла, как бы хороша она ни была. 3д и 3д виды, хоткеи как в фотошопе, слои и пр. необходимые вещи, рисование по каналам (спекуляры бампы, нормалмапов тогда ещё не было).
http://www.autodesk.com/products/3ds-max/overview
В каком то из последних максов добавили наконец рисовалку, по-моему в добрых традициях это полибуст купленный и превращённый в графит тулз. Особо не разбирался, вроде бы инструменты довольно развитые, слои есть, есть экспорт psd, но вот отсылки проекции в фотошоп нет. Также нет проецирования кисти, то есть за геометрию большая кисточка будет залазить. Плюс большие сомнения в скорости работы всего этого добра.
Блендер не устаёт поражать своими возможностями. Стараются, делают.
Проекционное рисование, клонирование с картинки, отсылка для рисования в
фотошоп или гимп и возврат, слои и т.д. Кисти простые. Блендеру как обычно
не хватает эффективности на тяжёлых, ресурсоёмких задачах. Если рисовать
быстро круги, они получаются ломаные, то есть о каком то качественном
рисовании говорить не приходится (ап: этот косяк проявляется под виндовс,
в линуксе всё хорошо, и вообще в линуксе блендер работает быстрее), так
накидать быстренько, тихонько что-нибудь подмазать. И в фотошопе
дорисовывать.
В версии 2.67 рисовалку подпилили, появился стенсил и некоторые другие
плюшки. Блендер не стоит на месте. Уже вполне юзабельно. Up: к 2020 году
версия 2.79 имеет довольно неплохую и продвинутую рисовалку. в версиях 2.8
рисовалку безбожно поломали.
http://www.thefoundry.co.uk/products/mari/
Профессиональная софтина, поддерживает все модные технологии и огромные разрешения, к слову аватары и прочие блокбастеры раскрашивали в ней. Набирает силу юниксподобный подход к организации и оформлению программ, эта не исключение. Подразумевает некоторый свой своеобразный воркфлоу. Программа заточена на кино с пецэффекты с упором на огромное количество огромных текстур.
http://www.autodesk.com/products/mudbox/overview
наряду со скульптингом, мадбокс может рисовать по моделям и делать это довольно неплохо. Нет режима проецирования, зато довольно интересный стенсил режим.
http://www.thefoundry.co.uk/products/modo/
Софтина о которой я много не скажу, ибо совсем слабо с ней знаком, в ней есть рисовалка по моделям, что она и как она - понятия не имею :) Вроде как отличается встроенными геренаторами текстур (ноизов) хорошего качества.
http://www.adobe.com/products/photoshop.html
в какой-то фотошоп встроили 3д возможности, в частности можно раскрашивать текстуры на obj моделях. Слышал людям нравится, но у меня это всё дело как-то уж очень сильно тормозит, особенно на фоне конкурентов, что особо ковыряться нет желания. а жаль, потенциал у такой задумки определённо есть - всё таки нативные инструменты фотошопа - это сила.
http://www.autodesk.com/products/maya/overview
В мае простенькая рисовалка по текстурам была наверное с самого начала - artisan. Много не скажу - не пользовал. Факт что она там есть. Может даже и не такая простенькая как мне показалась на быстрый взгляд.
т.н. "русский збраш", много про него не скажу - не пользовал достаточно. Отличился тем, что один из первых предоставил поддержку ptex. А вообще этот пакет - не просто рисовалка текстур, но даже в первую очередь скульптор типа Zbrush, отличается тем что умеет работать с вокселями.
Новый игрок, появился осенью 2014 года. Вроде бы позиционируют себя
конкурентами Mari. Заявлены вкусняшки, типа параметрических масок,
рисование частицами, инетрация с генераторами substance (от этой же
конторы). Up: к 2020му году сабстанс паинтер набрал обороты и встал в ряд
основных инструментов. Основная фишка - набор готовых текстур, генераторы
масок, слои, процедурность в организации материалов, что делает создание
материалов довольно гибким и редактируемым процессом. Больше упор на
геймдев в отличие от Mari, которая больше заточена на спецэффекты и кино.
Было бы конечно здорово сделать сравнительную таблицу по фичам - что где
есть а чего нет, но думаю, такое масштабное мероприятие я на данный момент
не потяну, вот то, что потянул.
фича |
zbrush |
cinema4d |
deeppaint3d |
3dsmax |
blender |
mari |
mudbox |
modo |
photoshop |
maya |
3dcoat | substance painter |
слои |
v | v | v |
v |
v |
v |
v |
|||||
каналы (спекуляры, бампы и пр.) |
v | - |
v |
v |
v |
v |
||||||
инструмент клонирования |
v | v | v |
v |
v |
v |
v |
|||||
рисование по uv развёртке, не только
по 3д модели |
v |
v |
v |
v |
- |
v |
||||||
проецирование (кисть проецируется на
модель, а не просто рисуется в УВ координатах, учитывается
геометрия) |
- |
v |
- |
v |
v |
- |
v |
|||||
отсылка-получение в-из фотошоп(а) |
v |
v |
- | v |
- |
v |
- |
|||||
текстурные кисти |
v |
v |
v | v |
v |
v |
v |
|||||
текстурная кисть цветной текстурой
(не чёрнобелая) |
v |
v |
v |
- |
- |
- |
||||||
текстурная кисть поворачивается по
ходу движения |
v |
v |
- |
v |
v |
v |
||||||
рандомы на кисти (повороты, масштабы
и пр.) |
v |
- |
v |
v |
v |
|||||||
стенсил (картинка сверху) |
- |
- |
v |
v |
v |
|||||||
поддержка ptex |
- |
- |
v |
v |
- |
|||||||
поддержка 32 битных на канал текстур |
v |
- |
v |
v |
v |
v |
||||||
множественные текстурные каналы |
v |
v |
- |
- |
||||||||
edge bleeding (мазок выступает за uv
развёртку, чтобы не было видно швов на мипмапе) |
v (1px) |
v |
v |
v |
||||||||
фильтры на слоях |
- |
v |
- |
v |
- |
v |
p.s. экзотические возможности типа проецирования скетча на модель по типу
как это есть в alias studio рассматривать вообще не будем ввиду
ущербности подхода.
p.p.s. присылайте на почту замеченные неточности